1. О библиотеке
  2. Публикации в прессе
  3. Александру Блоку…// Эхо Усть-Каменогорска, - 2016. -январь

Александру Блоку…// Эхо Усть-Каменогорска, - 2016. -январь

PDF Басып шығару E-mail

28 ноября в Центральной городской библиотеке прошел вечер, посвященный юбилею Александра Блока. Знаменательно, что именно в этот день - 28 ноября 1880 года родился великий русский поэт.
Хочется поблагодарить организаторов, авторов сценария литературного вечера Мещерякова Александра и Курбатову Елена. Настоящие энтузиасты своего дела уже не в первый раз создают для горожан, читателей ЦГБ культурный праздник.
Зрителей мероприятия привлекло выступление Театра кукол и актеров «Этнос» (директор – Ильин Сергей Павлович). Начинающие актеры театра вдохновенно читали стихи А. Блока.

В двадцатом веке фигура А. Блока в русской литературе стала по существу культовой. «Как памятник началу века, Там этот человек стоит» – чеканная, афористичная характеристика Ахматовой в завершенной форме представила эту монументальную ипостась Блока. Его всегдашняя искренность, исповедальность вкупе с глубоко обостренным чувствованием переломного, трагического содержания переживаемого времени. («Трагический тенор эпохи» – еще ахматовские слова из того же цикла «Три стихотворения» о Блоке), помноженные на художественные совершенства его творчества, способствовали установлению блоковедами канонизированного образа поэта, почти претендующего на безгрешность и безошибочность – своеобразный абсолют правды и полноты Серебряного века.

«Был Пушкин и был Блок... Все остальное — между!» Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю — 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра II. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений.
Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал «Вестник”, мать станет «цензором” издания.

Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные «кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий — корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения «вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал «Вестник”, который Блок «издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: «Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.
В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.
Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь” состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах.
В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.
В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа, скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."
Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.
А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.
Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит ,глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!
Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.
В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает.
Путь Блока — жертвенный путь. Он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.


Тамара Саттарова – библиотекарь ЦГБ
«Эхо Усть-Каменогорска» декабрь 2015

http://echo-yk.kz/steptts/talants/8254-aleksandru-bloku.html

 


Яндекс.Метрика