1. О библиотеке
  2. Публикации в прессе
  3. Из рубрики "Свободный микрофон" // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32

Из рубрики "Свободный микрофон" // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32

PDF Басып шығару E-mail

Стратегия развития массовых библиотек предполагает широ­кое внедрение инновационных подходов и методов в организацию обслуживания с использованием современных информационных технологий. В рамках этой стратегии библиотеки должны трансформироваться в универсальные центры предоставления информационных услуг с функциями опытного «навигатора» по источникам информации для различных категорий пользователей.
Бурное распространение информационных технологий заставило говорить о смене основного ориентира развития библиотек. Вместо преимущественного накопления информационных ресурсов в самой библиотеке сегодня речь идет о создании электронных массивов, а также предоставлении доступа к внутренним и внешним ресурсам на основе сетевых технологий.                                               
Важным стратегическим направлением должна стать дальнейшая кооперация библиотек. Мировая практика свидетельствует о том, что кооперация позволяет существенно увеличить спектр доступной информации с одновременным снижением собственных расходов каждого участника объединения или соглашения.

«Централизованная библиотечная система г. Усть-Каменогорска» состоит из 12 библиотек, которые расположены как в центре го­рода, так и в отдаленных районах. Ежегодно услугами библиотек пользуются более 48 тыс. жителей города. Автоматизация ЦБС г. Усть-Каменогорска стала началом внедрения целого ряда иннова­ций — новых подходов к организации внутренней работы, внедрения комплекса новых видов услуг, повышения качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей.                              
Сегодня число компьютеров составляет 101 единицу. Копировальной техникой, принтерами, сканерами, факсами оснащены практически все библиотеки. Действует 9 залов информационного сервиса. Указанные подразделения предоставляют все Компьютерные и интернет-услуги. В 2009 г. ими воспользовались более 22 тысяч жителей г. Усть-Каменогорска.                                                    
С апреля 2003 г. в ЦБС работает корпоративная сеть, силами которой осуществляется роспись периодических изданий и ретроспекция книжного фонда. В распоряжение пользователей предоставляются собственные полнотекстовые базы данных. На протяжении ряда лет ведется серьезная работа с сайтом www.kitaphana.kz. В настоящее время выставле­на в Интернет его новая версия, обеспечиваю­щая доступ пользователей к электронному каталогу ЦБС в режиме он-лайн. Важным шагом для ЦБС стало ведение с января 2009 г. единой базы данных читателей ЦБС. Между подразделениями осуществляется электронный документооборот, работает электронная доставка документов.
Ведется активная работа по внедрению ос­новных положений библиотечного маркетинга. Специалистами активно изучаются потребности пользователей библиотек в каждом микрорайоне.
К числу последних организационных иннова­ций ЦБС г. Усть-Каменогорска следует отнести основание издательского сектора, который координирует работу по созданию и распростра­нению печатной и электронной продукции би­блиотек системы.
С 1 января 2010 г. одна из библиотек-фили­алов работает как Центр краеведческой инфор­мации. Такое решение было принято в связи с ростом числа запросов краеведческого характера.
Система профессионального развития в ЦБС заслуживает особого внимания, она включает стажировки, занятия школы «Профи», конкурсы, участие в учебных мероприятиях регионального, республиканского и международного уровней.
Наши библиотеки имеют продолжительный опыт работы с БД «EBSCO» и энциклопедическими интернет-ресурсами «Рубрикой». Анализ использования БД EBSCO показал, что этот ре­сурс не для массового пользователя - дошколь­ников, учащихся, студентов, пенсионеров, которые являются нашими пользователями.
Что касается энциклопедического ресурса «Рубрикой», то следует заметить, что Интернет сегодня предлагает целый ряд альтернативных бесплатных источников.                              
Мы для себя решили, что вначале нужно ос­воить бесплатные источники. Это могут быть ре­сурсы свободного доступа или журналы. На ос­нове статистики их использования можно будет принять решение о более полезных и успешных направлениях работы, затем при необходимости обратиться к платным ресурсам. В связи с ро­стом востребованности источников на государ­ственном языке большим подспорьем для нас могли бы стать соответствующие полнотексто­вые ресурсы.
Библиотечная сфера должна регулировать­ся отдельным правовым документом, предусма­тривающим все аспекты деятельности библио­тек, - Законом.                                   
Если сама внутрибиблиотечная деятельность каким-то образом регулируется, то внешние контакты и взаимодействия, вопросы финансирования, защиты собственности библиотек, не регламентированы.

 

Букобаева Анаргуль Амирбековна, директор ЦБС

г. Усть-Каменогорска // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32

 


Яндекс.Метрика