1. Искусство
  2. Аштема Николай Павлович

Аштема Николай Павлович

НИКОЛАЙ АШТЕМА: "Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ МИР!"

Самый большой комплимент для выставки, когда, покидая ее, говорят, что мир стал выглядеть иначе. Именно такие ощущения приходили к посетителям ВК Музея Искусств после просмотра персональной юбилейной выставки члена Союза Художников СССР и Казахстана, профессора Николая Павловича Аштемы, искусство которого не только еще раз доказало, что тема истории и красоты родной земли неисчерпаема, но и обогатило казахстанскую культуру в целом.
Может быть, впервые столь широко, даже триумфально, было показано творчество этого незаурядного, самобытного художника, обладающего сильной и мощной кистью. Выставка подвела итог определенному периоду творческой деятельности, покорила мятежным темпераментом художника, разнообразием романтики и жанров, а также явилась открытием нового живописного мышления, духовно-нравственной философии.
Николай Аштема родился 5 декабря 1942 г. в красивейшем селе Червонная Долина Кировоградской обл. Украинской ССР, в семье колхозников. Поступил учиться в Бехтерский мелиоративный техникум, хотя, как у большинства художников, любовь к рисованию проявилась еще с пятилетнего возраста. До сих пор он помнит, как в тяжелое послевоенное время крестный отец подарил ему тетрадку и цветные карандаши.
Армейские годы он провел на Кубе, где успел написать около двадцати пейзажей и несколько портретов. Несколько профессий пришлось сменить Николаю Павловичу: был маляром, инспектором Госстраха, работал начальником планового отдела в строительной организации. Получил высшее экономическое образование, но только в 1975 г. у него появилась возможность поступить в Алма-Атинское художественное училище им. Гоголя. К счастью, он попал к таким преподавателям, как П.Л. Дубров, В.П. Поляков, А.А. Аканаев, считавших своим долгом не только давать необходимые знания ученикам, но и пробуждать в них горячую любовь к искусству.
В 1979 году, с отличием, заканчивает Николай Аштема" училище и по рас-пределению, вместе с семьей, приезжает в Усть-Каменогорск. Работает в художественно-производственных мастерских Художественного фонда Каз. ССР.
Большая жизненная энергия и готовность поделиться своими профессиональными знаниями привели его в 1980 г. к руководству изостудией художников-любителей. Больше 20-ти лет Николай Павлович занимается этой, казалось бы, не основной своей деятельностью. Заложенная природой жажда жизни, общительность, готовность в любой момент прийти на помощь, строгое, но справедливое отношение к творчеству начинающих художников превратили для них изостудию во второй родной дом. Кроме этого, Н. Аштема активно занимается выставочной деятельностью, участвует в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. В 1987 г. он становится членом Союза Художников СССР.
Несмотря на занятость, художник всегда уделял много внимания воспитанию своих троих детей. Думается, каждому человеку приятно услышать от своих взрослых, состоявшихся как личности, детей, что лучшего отца им и представить трудно. Именно эти слова говорят о своем отце дети Николая Павловича Аштемы.
С 1999 г. он преподает рисунок и живопись в ВГИ. Успехи талантливого и неординарного художника и человека были отмечены в нынешнем году премией акима ВКО в номинации "Изобразительное искусство".
Но вернемся к выставке. Это была шестая персональная выставка худож-ника. И каждый раз творчество тонкого психолога и проницательного наблюдателя пробуждает в нас чувство какого-то беспокойства, подобного состоянию внезапной влюбленности. Эмоциональное воздействие его пейзажей таково, что они запоминаются надолго и узнаются всегда.
Художником невозможно стать без умения надолго оставаться наедине с природой, без сосредоточенности и наблюдательности за ее внутренней жизнью. Этому Николай Аштема научился еще в детстве. Гармоничное слияние с миром природы роднит его живопись с музыкой. Пейзажи "Озеро Маркаколь", "Утро на Бухтарме", "Предгорья Тарбагатая", "Бухтарма", "Над Иртышом", наполненные вибрирующим светом, звучат как часть вечного потока времени.
Мастер известен и как увлеченный и виртуозный акварелист. За многие годы работы в этой технике художник достиг яркой поэтической манеры, воздушности и легкости письма: "Восхождение луны вблизи Аир-Тау", "Белуха. Утро". Только так артистично и свободно владея техникой, можно передать в акварелях - "Березовая роща", "Березка", "Горная Ульбинка" -собственный трепет от картин природы. Именно поэтому понятна общая линия его творчества, идущая из глубины отечественной пейзажной живописи, и очевидна его поэтическая индивидуальность.
С годами жизнь человека заполняется разнообразными воспоминаниями, окрашенными богатой гаммой чувств и переживаний, возникших из пробужденного сознания и опыта прожитых лет. Так возникли работы "Вечность", "Отчаяние", "Богоматерь", "Клятва на Коране", "Память".
В спонтанном порыве творчества художник создает новую реальность, некое аномальное, напряженно живущее пространство: "Сие уже было", "Протест", "Мой белый город".
Эстетом, мистиком, лириком предстает перед нами художник в сюжетно-тематических композициях: "Поединок Кабанбая с джунгарским найоном", "Вечность", "Нашествие", в которых и боль, и страх, и надежда сливаются в едином вихре красок, кадров, линий. Этот вихрь заставляет отвлечься от личного, оторваться от бытового цейтнота и обратиться к общечеловеческому.
Образной экспрессией и высокой ис¬полнительской культурой отмечены графические листы: "Джунгары", "Война", "Расстрел". Контрасты света и тени, выразительность темных силуэтов, внушительность движущейся массы людей придают картинам особую впечатляющую силу.
Глядя на серию работ - "Томирис - царица массагетов", "Аттила - сын Великой степи", "Чингиз-хан - потрясатель Вселенной", "Брачная ночь с Ильдико", "Смерть Аттилы", "Рустам и его конь Жель"", непроизвольно возникает вопрос: "Где берет начало великое творение искусства?" Не в мучительном ли раздумье и творческом поиске, не в бесконечном ли труде и мгновенном озарении, следы которого остались на полотнах художника?"
Кроме глубокого содержания хочется отметить высокий профессионализм работ - стремительные учащенные ритмы, убедительную точность импровизационной манеры, содержательность нервных следов кисти или карандаша.
Сам Николай Аштема так говорит о своей творческой позиции: "Для меня стало со временем очевидным, что в искусстве чувство руководит разумом, и диалектически этот творческий процесс очень напряженный и напряжен до болезненности".
Мастера не устраивает взгляд на картину как на некое сугубо интимное самовыражение, как единственный и уникальный случай самораскрытия в иллюзорной плоскости холста. Напротив, система его не замкнута, а подчинена определенной временной структуре, в которой и художник, и зритель должен обобщать, отстраняясь от минутного, от изображенной ситуации. Обобщать цвет, свет, линию и пятно.
Художникам труднее всего даются картины со сложными композициями, и последняя серия работ еще раз убедительно доказала, что Н.П. Аштема - мастер высокого класса, по праву считающийся одним из лучших художников Восточного Казахстана.
Для нас Николай Аштема является носителем изначальной жизненной мо-щи, свободы, обновляющего начала, связанного с культом молодости - жизни, начинающейся заново.


Я.Шматова научный сотрудник Музея Искусств

 

  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика