1. История и современность
  2. Кущ Г. Моменты истории

Кущ Г. Моменты истории

Археологический этюд
(публикуется в сокращении)


На большое расстояние вдоль берега Иртыша раскинулись застройки Усть- Каменогорска. Но что же было раньше на этом месте, где стоит сейчас наш город? С уверенностью мы можем сказать, что территория города, его ближайшие окрестности были заселены человеком с древнейших времен. 
О древнейших исторических эпохах, о которых не сохранилось письменных свидетельств, мы можем судить только по вещественным остаткам жизни людей, т.е. по памятникам материальной культуры древности.
Где же искать эти памятники? Куда идти за ними?
Не всегда идти в поисках «немых свидетелей» прошлого нужно совершать далекие путешествия. Нередко бывает так, что то, что мы ищем далеко, лежит совсем рядом с нами. Следы жизни наших далеких предков обнаруживаются не только в глухой тайге, в пещерах, в степи, но и прямо у нас под ногами - в современных городах и их окрестностях. Мы знаем, что город наш основан как крепость в 1720 г. 
Но, тем не менее, все учёные еще в начале XVIII века отмечали, что вокруг города обнаружены древние могилы. Уже в 1734 г. Г.Ф. Миллер - известный историк, исследователь Сибири, раскопал около г. Усть-Каменогорска несколько древних курганов и два кургана на правом берегу р. Ульбы напротив крепости. Его находки были малочисленны, но он высказал предположение в своих записках: «Вполне возможно, что в будущем в этих местах будет найдено еще не мало ценностей».
Находки, действительно, есть; самые ранние из них - это два каменных топора и каменный наконечник копья, обнаруженные на современной территории города.
Самые древние находки с территории города относятся к V тысячелетию до нашей эры. Самым главным достижением этой эпохи, эпохи неолита, было появление усовершенствование новых способов обработки камня. Об этом свидетельствуют и наши находки: прекрасно отшлифованный топор, топор с просверленным отверстием, наконечник копья листовидной формы, выполненный техникой отжимной ретуши. Новые, более совершенные, способы обработки камня привели к появлению новых орудий труда - лука со стрелами, прекрасно обработанных наконечников копий и дротиков. В это же время появляется глиняная посуда для приготовления и хранения пищи. А затем появляются скотоводство и земледелие. Изобретение лука со стрелами позволило охотиться на мелких животных и водоплавающих птиц. Жилищами для людей служили шалаши с крышами из камыша или шкур, поэтому следы их не сохранились. Обитатели этих жилищ пользовались разнообразными, довольно искусными каменными и костяными орудиями: наконечники стрел, наконечники копий, ножи и кинжалы, проколки и скребки.
Случайные находки, случайное открытие захоронений в г.Усть-Каменагорске дают основание говорить о существовании ряда поселений племен эпохи бронзы в черте современной городской застройки. Это подтверждается, например, фрагментами керамики, обнаруженными на территории Панкратьевского сада. В разные годы здесь собрано более 300 обломков керамических сосудов, украшенных геометрическим орнаментом. Именно обломки посуды являются тем подъемным материалом, который подтверждает наличие древнего поселения. От хозяйственной деятельности человека три тысячи лет назад остаются жилищ, разбитая посуда, обломки орудий труда, кости животных и т.д. А на поверхности, перемешавшись с современными слоями земли, чаще всего оказываются обломки керамической посуды. Это обломки сосудов баночной и горшковидной формы ручной лепки. Стенки сосудов украшены геометрическим орнаментом: ряды наклонных линий, непрерывный зигзаг, прямые линии по горловине и ряды круглых выпуклых «жемчужин». Это типичный орнамент для глиняной посуды эпохи бронзы на территории нашего края. К находкам этого же типа нужно отнести обломки двух глиняных сосудов, обнаруженных в разрушенном погребении при строительстве Усть- Каменогорской ГЭС в 1947 г. Сосуды горшковидной формы ручной лепки орнаментированы треугольниками, прямыми линиями, ромбами. Лаконичные геометрические узоры на посуде и некоторых видах орудий и оружия оставлены нам племенами, имеющими высокий уровень материального и духовного развития. 
Для племен эпохи бронзы, проживающих на территории нашего города характерно высокое развитие материальной культуры.
В 1982 г. во время прокладки водопровода на ул. Вокзальной в г. Усть- Каменогорске строители обнаружили погребение эпохи бронзы. На месте находки было зафиксировано погребение человека, произведенное в овальной могильной яме (160 х 80 см., глубина 158 см). По положению костей ног, сохранившихся в непотревоженном виде, установлено, что похороненный здесь человек был положен скорченно на левом боку. При нем в изголовье найдены бронзовые украшения и раздавленный глиняный сосуд, орнаментированный зигзагообразный линиями,
Одежда умершего была богато украшена, об этом говорят находки. Собрано сто бронзовых бусин, десять круглых бляшек, которые пришивались на одежду, две бронзовые серьги с раструбом. Женские украшения помимо непосредственной эстетической роли выполняли еще несколько функций: религиозно-магическую, этническую и имущественного дифферентатора. Поэтому мы можем сказать, что по составу инвентаря погребение принадлежало знатной женщине и совершенно в последней четверти II - начало I тысячелетия до нашей эры.
Бронзовые ножи и кинжалы являются самыми массовыми случайными находками. В разное время на территории города были обнаружены два кинжала и два ножа.
В 1986 г. Агеевым Максимом в районе дачных участков на котлованах был обнаружен бронзовый кинжал. Длинное лезвие треугольной формы (ширина 3,5 см) плоская, короткая рукоять. На эту металлическую основу обычно надевалась деревянная или костяная рукоятка. Рукоять отделена от лезвия небольшим уступом.
Второй кинжал обнаружен на окраине города в 1985 г. Широкий обоюдоострый клинок, отлитый вместе с ажурной рукояткой. Рукоять заканчивается полукруглой петлей для подвешивания у пояса. Рукоятка украшена вертикальным рядом ромбовидных фигур.
В районе нефтебазы был найден еще один интереснейший экспонат - бронзовых нож. Лезвие широкое, закругленное, плавно переходит в рукоять с сегментовидным отверстием. Рукоять с навершием в виде шляпки гвоздя. Верхняя часть клинка орнаментирована «елочкой» и наклонными полосами. На этих предметах мы видим тот же орнамент, что и на сосудах.
В этом же районе, на улице Кривоноса, 16, Титов Саша нашел бронзовый наконечник стрелы. Наконечник листовидной формы, с конусовидной втулкой для стрелы (общая длина 9 см.) Датируется он XII- IX вв. до н.э.
Бронзовые серп, долото, топор - тесло, в разное время обнаруженные на территории города относятся к орудиям труда, которые широко использовались людьми в эпоху бронзы.
Бронзовый топорик - тесло был обнаружен по ул. Согорная, 126. Этот небольшой топорик с втулкой (отверстием), куда вставлялась деревянная рукоятка. Использовался он для обработки дерева. Благодаря маленьким размерам, его можно было носить у пояса, для этого есть небольшая петелька на плоской стороне топорика.
Таким образом, на территории города были обнаружены 7 бронзовых предметов (оружие, орудия труда), следы поселения на территории Панкратьевского сада, два захоронения (при строительстве ГЭС и на нефтебазе), относящиеся к эпохе бронзы. 
На современной территории города в разное время найдены три бронзовые котла. Два из них найдены еще до революции, а третий обнаружен экспедицией Семипалатинского музея под руководством Б.А. Аккермана в 1939 г. и хранится в настоящее время в Семипалатинском областном музее.
Два из этих котлов напоминают по форме кубок, который стоит на высоком, расширяющимся к низу поддоне. У всех котлов по две ручки. Отливка котлов исполнена в два приема, о чем свидетельствуют линии стыковки на тулове. Ручки и поддон отлиты в отдельных формах, а затем крепились к корпусу котла. Продолжительность существования добротно сделанных бронзовых котлов определяется не одним десятком лет. Не исключено, что такие котлы служили людям в течение целых столетий, прежде чем оказаться в числе предметов, сопровождающих покойного в «потустороннем мире». Общая высота котлов до 50 см., диаметр по тулову 30-40 см. Возможно, в таких котлах кочевники готовили пищу. О назначении больших котлов можно и поспорить, но вот находка на одной из дач в районе Аэропорта, действительно, ритуального назначения. В 1976 г. Водченко И.М. на глубине чуть больше метра обнаружил бронзовый котел. Общая высота его - 15 см., диаметр по венчику - 11 см. Отлит он частями в виде шарообразного, слегка вытянутого кубка, поддон, расширяющийся к низу, на тулове, почти в середине, две петлеобразные ручки. Поддон и ручки отлиты отдельно от тулова. Украшением служат несколько «жемчужин по нижней части тулова (шарики, выделяющиеся на наружной поверхности котла). Котел этот полностью повторяет форму больших котлов, а вот назначение его, конечно, лишь ритуальное. В нем приносили жертву богам, с его помощью совершали какие- либо ритуальные действия. Среди большого количества бронзовых котлов, обнаруженных в степях Прииртышья, этот единственный, уникальный по своим размерам и назначению. Датируются все эти котлы по многочисленным аналогиям VIII-VII вв. до н.э. и являются одной их характерной черт материальной культуры степных кочевнических племен.
В Археологической карте мы читаем, что в начале XX веках на территории города был раскопан курган, где было обнаружено скульптурное изображение оленя из золота. Очень выразительная фигура оленя: гибкая мускулистая шея, мощные рога, округлый круп, как бы стоящие на «ципочках» стройные задние ноги, а передние ноги прижаты к груди. Эта фигурка, по-видимому, украшала оружие, или кокой - либо бытовой предмет. Надо сказать, что для Восточного Казахстана изображение оленя не так характерно, как, например, изображение горного козла. Тем более уникальна эта находка. Долгое время образ оленя объясняли тотемическими представлениями кочевников, т.е. происхождением сакских племен от оленя. Большинство ученых считают образ оленя солярным (связан с солнцем) 
Наши познания об искусстве того времени дополняют наскальные рисунки обнаруженные на плоских камнях в районе телевизионной вышки недалеко от города. «Точное значение этих изображений установить невозможно, но это, во всяком случае, не забава, т.к. нанести их на камень при отсутствии острых железных инструментов было, конечно, достаточно трудно» - так писал В.В. Радлов, обнаружив наскальные рисунки в окрестностях города в 1865 году. Наскальные рисунки - это изумительный пример того, что нам оставалась в наследство от древней культуры.
На скалах в окрестностях города запечатлены фигурки горных козлов. Изображения исполнены чрезвычайно изящно: фигуры полны экспрессии, грациозны. Не случайно по скалам « скачут» многочисленные горные козлы. У древних людей образ архара считался охранителем границ, стимулятором здоровья, безопасности и т.п. Но прежде всего он выступает именно охранителем границ.
Археологические исследования подтверждают, что племена, оставившие каменно-земляные курганы по берегам Иртыша, относятся к Кимакскому племенному союза. О таких курганах в 1913 году сообщает А.В Адрианов, обнаруживший их на левом берегу Иртыша против г. Усть-Каменогорска. Богатые пастбища Прииртышья с изобилием воды создавали неограниченные возможности для развития скотоводческого хозяйства. Арабоперсоязычные авторы IX-XII вв. характеризуют кимаков как скотоводов: «...кимаки живут в ущельях, степях, владеют стадами коров, баранов, лошадей...»
Да, курганов на левом берегу много, особенно хорошо они видны ранней весной и поздней осенью. Сейчас они разрушаются, т.к. земли эти идут под дачи, жилые застройки, распахиваются, засаживаются парком и т.д. А ведь некоторые из них хранят бесценные свидетельства прошлого, произведения искусства, предметы быта и т.д. Тому подтверждение раскопки одного из таких курганов в 800 метрах от с. Ахмирово. Курган этот уже начал разрушаться, т.к. его ежегодно обпахивали, нарушая форму и насыпь. Высотой он был чуть больше полуметра, диаметром 14 метров. Округлая насыпь из земли и камня. Под насыпью четырехугольная ограда из огромных прямоугольных каменных блоков длиной 1-1,5 м., шириной - 0,65-0,70 м., высотой - 0,30-0,60м. Аналогии мы видим в Зевакино («длинные курганы), где под одной насыпью объединены несколько захоронений. Так и здесь было обнаружено 5 могил. В каждой из них обнаружено захоронение воина - об этом говорят сами находки. Оружие: сабли, наконечник копья, наконечники стрел, костяные накладки на лук. Захоронение лошади с сопровождающим ее инвентарем: удила с псалями, стремена, подпружные пряжки, бляхи-тройчатки для перекрестия ремней с оригинальным орнаментом. Найдены бронзовые и серебряные накладки на пояса воинов с растительным орнаментом. Богатства воина, его социальное положении подчеркивалось большим количеством оружия, украшениями, поясами с многочисленными подвесками, которые изготавливались из серебра и золота. Большое значение имело и захоронение рядом с воином коня, сбруя которого украшена серебряными и золотыми бляхами. Эти находки подтверждают развитие ремесел: гончарное, кузнечное, ювелирное, обработка кости, кожи, дерева и т.д. Эти люди были умелыми мастерами, любая из находок способна взволновать любого, кто сейчас возмет ее в руки. А ведь мы можем даже взглянуть на человека того времени. Помните, у здания краеведческого музея стоят каменные изваяния? Приглядитесь к ним. С большим совершенством изготовлены древнетюрские каменные изваяния, изображающие воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Мы видим на них детали одежды, головного убора и причесок, украшения, пояса с подвесками. Одно из этих изваяний обнаружено в окрестностях г. Усть-Каменогорска. Исследователей до сих пор занимает вопрос - кого они изображают? Одни авторы считают, что изваяние изображает наиболее могущественного врага, убитого при жизни знатным тюрком. Другие доказывают, что каменные скульптуры изображают самих умерших героев. Порой совсем неожиданно совершается открытия. Что интересного можно ожидать от работы в карьере, где многие годы берут глину для кирзавода? И вдруг из под ковша экскаватора посыпались кости. Так было обнаружено еще одно захоронение воина кимака X в. В черте нашего города. Его сопровождал боевой конь. В эпоху средневековья вооруженные воины-всадники выдвигаются на первый план в обществе. 
Захоронение было разрушено, удалось собрать лишь несколько фрагментов сбруи лошади: удила, стремена, фрагмент уздечки с продолговатыми бляшками, украшенными растительным орнаментом. Оружие воина представлено саблей, трехлопастными железными наконечниками стрел. Сохранились и фрагменты пояса воина, украшенного позолоченными бляхами с растительным орнаментом.
Подобное захоронение было обнаружено во время строительных работ в районе станции Защита. Это тоже было захоронение воина с конем. Кроме удил, стремени, сохранились даже деревянные фрагменты седла. Эта была передняя лука седла, украшенная серебряными пластинками. Пластинки эти складываются в орнамент в виде рогов архара. Оружие более разнообразно: сабля, наконечник копья, наконечник булавы, наконечник стрел. Сбруя лошади украшена бронзовыми бляшками, среди них есть «налобник», сердцевидной формы - крупная плоская бляшка с растительным орнаментом в центре. У этого воина были украшения: серьги, перстни. Пояс его был богато украшен серебряными бляшками сердцевидной и прямоугольной формы. Кимакские племена, жившие по Иртышу в конце IX-начале XI в. представляли собой фактически раннефеодальное государственное образование, во главе которого стоял каган с наследственной властью, имевший 11 управителей из племенной знати. Столицу Кимакского каганата исследователи помещают на Иртыше, на основной территории расселения кимаков. Город этот еще не обнаружен, ждет своих исследователей. Может кому-то и повезет найти массивные стены из кирпича, которые защищали столицу кимаков. Ждут своих открывателей и другие памятники древности, которые могут открыть еще одну страничку древней истории Усть-Каменогорска. Оказывается, что в тех местах, где родился и вырос, тоже немало удивительного и интересного.

Кущ Галина Моменты истории// Иртыш. – 2006. - № 5. – С. 77-83.

  Отдел краеведческой информации - О городе


Яндекс.Метрика