1. ЦБС сегодня
  2. Конкурсы, проекты
  3. Школа "Профи" // Кітапхана әлемі – Мир библиотеки. - 2008.- № 3. - С.37- 39.

Школа "Профи" // Кітапхана әлемі – Мир библиотеки. - 2008.- № 3. - С.37- 39.

 

Многоуровневая система повышения квалификации, функционирующая в ЦГБ Усть-Каменогорска, обеспечивает непрерывное повышение профессиональной компетенции сотрудников ЦБС.

Изменение информационной среды, социокультурного пространства непосредственно коснулось деятельности массовых библиотек, выдвинуло новые требования к уровню профессиональной подготовки библиотечных кадров, который должен гарантировать им конкурентоспособность в новых условиях.

Обеспечение процесса повышения профессионального уровня библиотечных  работников – это тот действенный инструмент, который позволяет обеспечить выполнение новых функциональных обязанностей, связанных с информатизацией библиотечных процессов и повышением социальной роли библиотек как информационных, культурно-досуговых  и образовательных учреждений.

 

 

В этой связи  хотелось бы обозначить ряд проблем, которые стоят достаточно остро перед многими библиотеками региона и республики, в том числе и перед нашей ЦБС:

1)отсутствие региональной сети образовательных учреждений, целенаправленно занимающихся дополнительным профессиональным библиотечным образованием;

2)работа в условиях дефицита квалифицированных кадров и увеличивающееся количество библиотекарей-неспециалистов, отсутствие возможности их обучения;

3)невозможность участия в обучающих программах республиканского уровня из-за отсутствия финансовых на эти цели;

4)сокращение профессиональных коммуникаций в сфере библиотечного образования, сужение образовательного пространства в связи с экономическими, межрегиональными и межнациональными барьерами.

Работа, направленная на повышение профессионального уровня библиотечных  сотрудников – одна из важнейших задач в деятельности централизованной библиотечной системы г. Усть-Каменогорска. В ЦБС трудятся 69 специалистов, в том числе с высшим образованием-44, со средним специальным-25.

Повышение профессиональной квалификации рассматривается нами как обновление теоретических и практических знаний, позволяющих обеспечить работу в новых условиях. На данном этапе решение этой задачи напрямую связано с созданием непосредственно в ЦБС эффективной образовательной системы с непрерывным процессом обучения на основе использования новых технологических возможностей.

Повышение профессионального уровня библиотечных сотрудников ЦБС Усть-Каменогорска строиться на основе использования следующих принципиальных подходов:

1)приоритет инновационной составляющей в образовательном процессе, обусловленный высокой степенью обновляемости библиотечной сферы и задачей внедрения инноваций в повседневную практику работы библиотек;

2) взаимосвязь образовательной и практической деятельности;

3)дифференциация обучения – выбор форм и методов в зависимости от  уровня  профессиональной подготовки обучаемых и конкретных задач обучения;

4)социальная открытость образовательного процесса, предусматривающая взаимодействие с государственными структурами, органами местного самоуправления, различными учреждениями  и общественными организациями.

Важное значение имеет создание оптимальной организационно-функциональной структуры системы повышения профессиональной квалификации. Сложившаяся в ЦБС Усть-Каменогорска система имеет четко выраженную трехуровневую структуру:

первый уровень предполагает обучение теоретическим знаниям и выработку практических навыков в условиях библиотек-филиалов;

второй уровень - профессиональная учеба в центральной городской библиотеке;

третий   уровень предполагает участие сотрудников в конференциях, семинарах, проводимых в регионе, на республиканском уровне и за рубежом.

Об обучении сотрудников в рамках второго уровня хотелось бы рассказать поподробнее.   Работа ведется по ряду направлений.

Первое - работа школы профессионального мастерства «Профи». Занятия в секциях «Ирбис» (библиографы), «Ирбис» (отдел комплектования), в секциях детского и начинающего библиотекаря, художника-оформителя (работа с графическими программами), режиссера массовых  мероприятий, компьютерной и Интернет-грамотности.

В течение года каждый из сотрудников ЦБС посещает одну-две секции. Особое внимание уделяется работе секции начинающего библиотекаря, поскольку именно здесь решается задача обеспечения необходимыми практическими навыками и теоретическими знаниями сотрудников, не имеющих  специального образования.

Второе направление предполагает использование групповых форм работы и включает проведение семинаров, практических занятий, тренингов, научно-практических  конференций. В  2007 г. для сотрудников ЦБС специалистами Центральной городской библиотеки были подготовлены и проведены семинары-тренинги на казахском и русском языках по следующей тематике: «Маркетинг в работе библиотеки»; «Кітапхана ісін БАҚ арқылы насихаттау»; «Стратегическое планирование», «Кәсіби этика проблемалары».

При проведении семинаров активно используются интерактивные методы обучения – «мозговые штурмы», деловые игры, анализ проблемных ситуаций из библиотечной практики.

Ежемесячно проводятся совещания с заведующими библиотек-филиалов и руководителями подразделений ЦГБ, на которых анализируется текущая ситуация в подразделениях ЦБС и оперативно решаются возникающие проблемы.

Третье направление  - организация стажировок. Так в 2007 г. стажировку прошли 37 библиотекарей, что позволило повысить уровень их теоретической и практической подготовки, освоить новые участки работы, новые функциональные обязанности и библиотечные технологии. Важно, что стажировки  позволяют сформировать кадровый резерв будущих руководителей подразделений.

Четвертое направление  - организация профессиональных конкурсов. Они играют значительную роль в повышении квалификации сотрудников.  Ежегодно в ЦБС проводятся конкурсы «Библиотекарь года» и «Библиотека года» с учетом наиболее актуальной библиотечной проблематики. В 2007 г. победителем конкурса «Библиотекарь года по работе с детьми» стала библиотекарь пункта выдачи ЦГБ Попова Г.Н. В конкурсе «Лучшая библиотека по формированию информационной культуры читателя-ребенка» победа присуждена филиалу № 2.

В конкурсе научных работ и статей «Библиотека и читатель: новые формы взаимодействия» победителями стали сотрудники ЦБС Амренова М., Исмурзина Р., Миронова Л., Захарова.Т.Б.

Важным моментом для каждого сотрудника ЦБС является аттестация. Она проходит в несколько и этапов и предполагает всестороннюю оценку  работника. Опыт проведения аттестации 2007 г. показал эффективность подготовки творческих папок сотрудников, выполнения тестовых заданий.

Третий уровень обучения, как указано выше, предполагает участие сотрудников в различных  выездных  мероприятиях.  Это позволяет актуализировать знания в режиме неформального общения, наладить полезные контакты, познакомится с инновационными идеями и практическим опытом.

Привлечение внебюджетных средств дает возможность участвовать в республиканских  и международных мероприятиях. В 2007 г. сотрудники библиотек были участниками Международного конгресса чтения (г. Астана); Форума российских библиотек «Библиокараван-2007» (г. Екатеринбург); Международной выставки-конференции «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» - ЛИБКОМ-2007 (г. Москва.); Семинара «КРЕАТИВ в разработке праздничных мероприятий» (г. Москва); IV Межрегионального слета молодых библиотекарей Сибири (Россия, г.Барнаул); республиканской конференции «Роль молодежи в развитии библиотечного дела» (г. Алматы); семинара «Социальное партнерство: предотвращение социальных конфликтов» (г. Астана); «Восток-Запад в век телекоммуникационных  технологий» (г. Минск).

Для обучения сотрудников используются возможности не только профессиональных семинаров и конференций, но мероприятия внешних организаций: Компании «ЮРИНФО», Корпоративного фонда «Зубр», Общественного объединения «Центр развития местного самоуправления», Центра делового обучения «Виза» и др.

В 2007 г. в работе семинаров этих организаций приняли участие 22 человека, что дало возможность укреплять полезные контакты, оказаться в курсе новых наработок по вопросам общественного развития.

Таким образом, системный подход позволяет компенсировать недостающие профессиональные знания как у молодых, так и опытных специалистов, дефицит которых образуется в силу отставания отраслевого образования от реальных потребностей развивающейся библиотечной практики. Обновляются теоретические и практические знания в соответствии с новыми требованиями к специалистам, аккумулируется инновационный опыт, обеспечивается его внедрение в практику.

В нынешних условиях наша первоочередная задач - создание для каждого сотрудника максимальных возможностей для достижения желаемого уровня профессиональной квалификации в соответствии с его индивидуальными интересами и потребностями. Однако необходимо подчеркнуть, что никакая из перечисленных выше форм повышения профессиональной квалификации не заменит основной – профессионального самообразования. И в этой связи мы должны идти по пути активной поддержки личностных мотиваций в освоении новых знаний путем проведения конкурсов, материальных и моральных поощрений самообразования, внедрения инноваций, участия в обучающих мероприятиях.

 

Бельчуевская Галина Владимировна, заведующая отделом развития центральной  городской библиотеки г. Усть-Каменогорска// Кітапхана әлемі – Мир  библиотеки. - 2008.- № 3. - С.37- 39.

 

  ЦБС сегодня - Публикации в прессе


Яндекс.Метрика